Героическая летопись Красноярска

30-е годы   40-е годы   50-е годы   60-е годы   70-е годы   80-е годы   90-е годы   2000-е годы   2010-е годы

Постановлением Президиума ВЦИК от 7 декабря 1934 года был образован Красноярский край. Столицей Красноярского края стал город Красноярск.

Поистине героической была история нашего города в течение 80 лет. На ее страницах — огромный вклад красноярцев в освоение северных территорий края, в создание мощной индустриальной базы страны, в победу в Великой отечественной войне, в обеспечение послевоенного подъема экономики края и страны. Эту историю вершили наши с вами земляки, подчас на последнем напряжении сил, проявляя мужество, стойкость, терпение и выносливость.

Эта летопись — дань уважения, признательности и благодарности им за их героический труд, за наш могучий край, за город, в котором мы живем.

Образование Красноярского края совпало с подъемом экономического развития Сибири. Это обусловлено широким размахом индустриализации, охватившей всю страну. Воздвигались новые производственные гиганты, создавались новые отрасли промышленности.

 

В эти годы Красноярск становится большой строительной площадкой.

Всего за десять лет в Красноярске введено в строй 33 промышленных предприятия. Большую часть из них составляли крупные предприятия, сыгравшие огромную роль в развитии экономики края и страны.

В 1934 году началось строительство завода-гиганта того времени (нынешнего Красноярского машиностроительного завода «Красмаш»).

В 1935 году начато строительство целлюлозно-бумажного комбината и Красноярского судостроительного завода.

В 1936 году было завершено строительство Красмаша. Завод-гигант был построен в рекордные сроки. В этом же году началось строительство Красноярской ТЭЦ.

Одновременно проводилась реконструкция старых предприятий. Старейшее предприятие города завод «Металл» (1918 год), претерпев ряд преобразований, стал первым Советским металлообрабатывающим предприятием в Красноярске и был переименован в Государственный механический завод.

В те годы труд рабочих носил героический характер. С одной стороны, он был тяжелым, слабо механизированным, изматывающим, с другой стороны оптимистичным и целенаправленным. Рабочие знали, что работают ради лучшей жизни, ради расцвета своего предприятия, своей страны.

Самым значительным событием 30-х годов, наряду со строительством Красмаша, было превращение Красноярска в авиационную базу страны, называемую «Арктикодромом».

Таймыр. Самолет прилетел.

В январе 1934 года в Красноярске были открыты самолето- и мотороремонтные мастерские, которые поначалу состояли из двух сараев и небольшого жилого здания. В феврале того же года на них был срочно подготовлен самолет, отправленный для спасения челюскинцев. 11 мая 1934 года Главным управлением Северного Морского пути было утверждено создание гидро-авиабазы и авиаремонтных мастерских в городе Красноярске. Строительство развернулось на острове Телячьем, который впоследствии был переименован в честь участника Челюскинской эпопеи и Героя Советского Союза Василия Сергеевича Молокова. Так Красноярск приобрел статус авиационной базы страны, называемой «Арктикодромом», а дата 11 мая 1934 года стала днем рождения красноярской авиации.

В 1935 году мастерские на острове Молокова были произведены в статус Красноярского авиаремонтного завода (КАРЗ).

Создание КАРЗ сыграло большую роль в освоении северных территорий края и всей Советской Арктики. До 40-х годов КАРЗ был единственным заводом в Советском Союзе, где стандартные машины адаптировали к условиям крайнего Севера: утеплялись кабины, монтировались устройства для аэрофотосъемки и ориентации над льдинами. Буквально каждый самолет, отправлявшийся в Арктику, проходил через Красноярский авиаремонтный завод.

Самолет Н-2, на котором В. С. Молоков и Г. Т. Побежимов совершили круговой облет Арктики Сибири

Всего же в 1935 году самолеты провели в небе Арктики более 8,5 тысяч часов, перевезли свыше 173 тонн грузов и почты и 2 741 пассажира.

В июне 1936 года завод начал подготовку к полету гидросамолета Н-2, на котором, вылетев из Красноярска 22 июля, В. С. Молоков и Г. Т. Побежимов совершили круговой облет Арктики. В начале октября экипаж вернулся в Красноярск. На заводе был торжественный прием, летчики тепло благодарили заводчан за хорошую подготовку самолета к перелету.

В 1938 году авиамастерские опять переехали — на этот раз на правобережье Енисея, в «новый» Красноярск, где тогда интенсивно строился Красмаш и другие предприятия. На их базе здесь и появился новый завод — Красноярский авиаремонтный имени Г. Т. Побежимова.

В 30-е годы город благоустраивался, развивалась культурная жизнь столицы края.

1 июля 1932 года на главной улице Красноярска появился первый автобус. Сначала был всего один маршрут. На нем было задействовано два автобуса, рассчитанные на 15 человек.

Фотография из книги «Центр земли великой». Издательство «PLATINA», Красноярск, 2009 год.

Первый пароход «Красноярский рабочий», спущенный на воду на Красноярском судостроительном заводе

20 января 1935 года открывается краевая научная библиотека им. В. И. Ленина. Основан краевой научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы.

1936 год — Вышел первый номер газеты «Красноярский комсомолец». Создание Красноярского книжного издательства.

 

Осенью 1941 года после катастрофических поражений Красной Армии и оккупации западных регионов страны немецкими войсками началась эвакуация предприятий из оккупированных территорий СССР. Тогда, в условиях войны, это было чем-то совершенно фантастическим: заводы, которые перевозились по железной дороге, не только начинали монтировать прямо в эшелонах, но и выпускать продукцию с колес! Ничего подобного ни в одной стране мира до этого не было: эвакуация в такие рекордно короткие сроки, в таких масштабах, и на такие расстояния. Всего в крае разместилось больше 30 крупных заводов, 9 из них в Красноярске.

Уже в конце 1941 года Красноярск выпускал необходимую фронту продукцию. Первый эшелон зенитных пушек завода «Красмаш» был отправлен на фронт в середине ноября 1941 года.

 

Для нужд фронта работали:

  1. Красноярский машиностроительный завод (Красмаш).
  2. Паровозовагоноремонтный завод (ПВРЗ).
  3. Красноярский комбайновый завод.
  4. Сибирский завод тяжелого машиностроения (Сибтяжмаш).
  5. Завод № 580 (химкомбинат «Енисей»).
  6. Красноярские авиаремонтные мастерские (Авиаремонтный завод им. Побежимова).
  7. Завод № 327 (после войны Красноярский радиотехнический завод).
  8. Завод № 863 (Краслесмаш).
  9. Фабрика кинопленки (после войны — завод «Квант»).
  10. Аффинажный завод № 169 (впоследствии — Красноярский завод цветных металлов).
  11. Красноярская обувная фабрика «Спартак».

Зенитные пушки 61-К в одном из цехов завода «Красмаш».

Четыре из них были расположены в Кагановическом районе города (ныне эта территория отнесена к Железнодорожному району, где расположена наша гимназия). О них и поведем рассказ.

Старейший Красноярский паровозовагоноремонтный завод. Завод принял в 1941 году оборудование из Полтавы, Воронежа, Харькова и Изюма. Здесь выпускались 82-мм минометы, корпуса 122-мм снарядов, ремонтировали паровозы серии «ФД». Из цехов завода выходили санитарные вагоны для перевозки раненых, банно-прачечные вагоны, вагоны-мастерские, бронепоезда.

В новом цехе комбайнового завода.

Красноярский комбайновый завод. В основном корпусе и вспомогательных помещениях Красноярского ликеро-водочного завода разместилось оборудование Запорожского завода сельскохозяйственного машиностроения «Коммунар» и завода имени Ухтомского из города Люберцы. В 1942 Красноярский комбайновый завод, выдал первую продукцию. Здесь развернулось производство корпусов 45-мм и 76-мм снарядов, осколочных и химических мин. Одновременно шло строительство новых корпусов будущего комбайнового завода.

26 октября 1944 года — начало выпуска первых прицепных красноярских комбайнов.

Красноярский радиотехнический завод. В августе 1941 г. в Красноярск из Ленинграда прибыл завод № 327 (после войны — Красноярский радиотехнический завод). Со второго квартала 1942 года здесь начался выпуск радиоаппаратуры: самолетного переговорного устройства, приводной станции УКВ «Сектор» для применения в истребительной авиации, локационной системы для наведения самолетов на цель «Хорда», радионавигационной системы на базе радиомаяка «Колба» и других.

Красноярский механический завод. В июле 1941 года началась эвакуации на Красноярский механический завод Онежского машиностроительного завода из Петрозаводска. Почти вручную рабочие с помощью красноармейцев и простых горожан за два месяца разгрузили почти 6 тысяч вагонов (!). Одновременно с разгрузкой строили корпуса цехов и монтировали оборудование. При этом в большинстве случаев станки вводились в эксплуатацию и давали продукцию еще до того, как возводились стены. Новое предприятие, именовавшееся заводом № 863 (Краслесмаш), производило корпуса 122-мм снарядов, 25-килограммовых авиабомб.

Фото из книги «Красноярск: этапы исторического пути», издательство «Буква», 2003 год.

Работали на заводах в основном женщины и дети. Люди забывали об отдыхе. Работали с удвоенной энергией, стойко переносили трудности, зная, что каждый их снаряд нужен на передовой. В ноябре 1942 года открылся Красноярский машиностроительный техникум, в котором подростки всего края могли получить нужные для наших заводов профессии и продолжать работу для нужд фронта.

21 ноября 1942 года на базе объединения эвакуированных воронежского стоматологического, ленинградских стоматологического и педиатрического институтов был создан Красноярский медицинский институт. Студенты и выпускники института работали в эвакогоспиталях Красноярска, санитарных поездах, отправлялись на фронт.

Выпускаемая промышленностью города продукция за первое полугодие 1943 года возросла в 5,5 раз по сравнению с первым полугодием 1941 года, в том числе продукция оборонных предприятий составила 83,7% от всей промышленности города. Вот результат героического труда красноярцев!

В 1945-1949 годах в Красноярске действовавшие во время войны предприятия переходят на выпуск мирной продукции, разворачивается строительство предприятий, призванных обеспечить восстановление разрушенного войной народного хозяйства и потребности мирной жизни.

21 ноября 1942 года создан Красноярский медицинский институт на базе объединения эвакуированных воронежского стоматологического, ленинградских стоматологического и педиатрического институтов.

1948 год — Началось строительство центральной городской канализации.

К концу сороковых годов Красноярск стал одним из крупнейших индустриальных центров страны. Изменился город и внешне. Возобновилось автобусное движение, заработали такси. Трудно представить, что вначале войны проспект И. В. Сталина сплошь был покрыт дощатыми тротуарами, а на месте проспекта Свободного была свалка. В 1948 году началось строительство центральной городской канализации. 18 сентября 1949 года было введено в эксплуатацию асфальтовое шоссе от железнодорожного вокзала до аэропорта. К 1950 году в городе 220 тыс. кв. метров тротуаров и улиц были покрыты асфальтом.

 

В послевоенные годы в стране царил необыкновенный трудовой подъем, рабочий энтузиазм. Страна, наш край и город развивались высокими темпами.

В 50-е годы в городе появились новые гиганты индустрии:

  1. Красноярский завод синтетического каучука.
  2. Красноярский телевизорный завод.
  3. Шелковый комбинат.
  4. Целлюлозно-бумажный комбинат.
  5. Шинный завод.
  6. Завод медицинских препаратов.

В 1952 году в Красноярске открыт речной вокзал.

Строительство речного вокзала

Началось строительство Красноярской ГЭС. 8 августа 1959 года на месте будущей Красноярской ГЭС на дно Енисея был брошен первый камень с надписью «Мы тебя покорим, Енисей!».

Для новых предприятий требовались квалифицированные кадры. В Красноярске открываются высшие учебные заведения, готовящие специалистов для предприятий города и села, создаются научные институты:

  • в 1953 году — Красноярский сельскохозяйственный институт;
  • в 1956 году — Сибирский научно-исследовательский институт лесного хозяйства и Красноярский политехнический институт;
  • в 1957 году — Институт физики им. Л. Киренского;
  • в 1959 году — Институт цветных металлов.

Город растет, благоустраивается и хорошеет.

По темпам экономического роста край не только шел на уровне общесоюзных показателей, но по ряду отраслей опережал их. И это во многом благодаря самоотверженному, подчас героическому труду красноярцев.

1952 год — вступил в строй Красноярский завод телевизоров как дублер Ленинградского завода мощного радиоаппаратостроения «Волна».

Первый красноярский троллейбус (Пр. Сталина)

В 1958 году создана Краевая детская библиотека.

16 июня 1956 года начато строительство в городе трамвайной и троллейбусных линий.

В 1956 году сдан в эксплуатацию аэропорт «Северный», который находился на территории нынешнего района Взлетка.

Завод медицинских препаратов выпустил свою первую продукцию — 1300 граммов пенициллина.

Красноярский завод цветных металлов получил первое золото.

Здание аэровокзала «Северный»

На XX съезде КПСС объявлен комсомольской ударной стройкой Красноярский алюминиевый завод. Первыми сюда по комсомольским путевкам приезжали отряды пограничников-добровольцев. Они строили не только корпуса будущего завода, но и поселок Индустриальный для рабочих. На его месте и образовался Советский район Красноярска.

Создан Красноярский политехнический институт.

В 1957 году образован Институт физики им. Л. Киренского.

В мае 1957 года принят в эксплуатацию завод химического волокна.

Институт цветных металлов

1 мая 1958 года вступил в строй Красноярский шелковый комбинат.

В феврале 1959 года в Красноярске пошел первый трамвай по пр. им. газеты «Красноярский рабочий».

Открылась краевая детская библиотека.

Открылся институт цветных металлов.

Строительство алюминиевого завода. Бригада Н. Юдина

В конце 50-х годов на Красноярском машиностроительном заводе началась реконструкция. Завод становится связующим звеном в комплексе производств по изготовлению баллистического ракетного оружия. Расширяется ассортимент продукции гражданского назначения.

Началось значительное оживление в строительной отрасли. Город начинает расти. Начиная с 1917 года, в Красноярске практически ничего кроме деревянных бараков для КрасЛага и не строилось. И тут оказалось, что строить не из чего. Цемента нет, кирпича производится катастрофически мало, только что песок да гравий в достатке, но этого мало. Промышленность строительных материалов находилась в стадии становления. Были построены 2-я и 3-я очередь Красноярского цементного завода.

 

Строительство коммунального моста

9 февраля 1960 года открылся Красноярский театр музыкальной комедии.

В сентябре 1960 года начал свою работу завод-ВТУЗ (ныне Аэрокосмическая академия).

В 1961 году 10 августа при краевой филармонии создан Красноярский государственный ансамбль танца Сибири.

В сентябре 1961 года на строительстве Красноярской ГЭС уложен первый кубометр бетона.

17 октября первых пассажиров принял новый железнодорожный вокзал.

15 ноября сдан в эксплуатацию коммунальный мост через Енисей.

В апреле 1964 года Красноярский алюминиевый завод дал первый алюминий стране.

1966 — 1978 гг. — построено здание Красноярского государственного театра оперы и балета.

В 1969 году создан Красноярский государственный университет на основе филиала юридического факультета Томского государственного университета и филиала Новосибирского государственного университета.

 

В 70-х годах комбайновый завод становится самым крупным промышленным предприятием Красноярска.

В 1972 году Красноярская ГЭС принимается в эксплуатацию с оценкой «Отлично».

1971-1980 годы — на карте Красноярского края появляется Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс.

20 января 1973 года открыто новое здание цирка. Его посещают жители не только Красноярска, но и других населенных пунктов края.

 

В 1980 году новый аэропорт «Емельяново» был введен в эксплуатацию. Новый аэропорт построили за пределами города в районе поселка Емельяново. Первый самолет — Ил-62 он принял в октябре 1980 года. Расширяется сеть воздушного сообщения для жителей края.

В 1982 году католический костел впервые открыл свои двери как концертный зал филармонии. В католическом костеле установлен орган.

В январе 1983 года завод «Крастяжмаш» выпустил первые красноярские экскаваторы ЭКГ-12,5.

1 августа 1984 года состоялось открытие Октябрьского моста через Енисей.

В 1985 году сдан в эксплуатацию Большой концертный зал на Стрелке.

6 апреля 1988 года открыто Сибирско-Дальневосточное отделение Академии художеств СССР.

 

Новое здание Красноярского театра музыкальной комедии

6 марта 1993 года состоялась презентация нового здания Красноярского театра музыкальной комедии.

2 апреля самолет «ИЛ-86» открыл регулярные рейсы из Красноярска в Москву.

Аэропорт «Емельяново» получил статус международного.

В апреле прошли выборы главы администрации Красноярского края.

В декабре в Красноярской краевой больнице проведена первая самостоятельная и и очень сложная операция на сердце.

 

Красноярский краевой краеведческий музей

В 2001 году состоялось открытие Красноярского краевого краеведческого музея (после 14-летней реконструкции).

В 2004 году открылся после реконструкции новый Железнодорожный вокзал.

Состоялся первый Красноярский экономический форум (КЭФ).

В 2005 году для обслуживания трансфертных пассажиров и пассажиров международных рейсов в аэропорту «Емельяново» был открыт Терминал № 2.

В 2006 году начал работу Международный выставочно-деловой центр «Сибирь» (МВДЦ «Сибирь»).

Создан Сибирский Федеральный Университет (СФУ) на базе четырех красноярских вузов (КрасГАСА, КГУ, КГТУ, КУУЦиЗ).

В 2007 году Красноярский экономический форум приобрел всероссийский статус. Проведение форума на ежегодной основе одобрено правительством РФ.

В 2008 году в аэропорту «Емельяново» открыт современный терминал прилета, с пропускной способностью 750 чел/час.

 

Ледовый дворец «Арена. Север»

В сентябре 2010 года поликлиника «Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии» приняла первых пациентов. Центр построен в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Пройти лечение в красноярском Кардиоцентре могут жители Красноярского края, Томской, Иркутской областей, республик Тывы, Хакассии, Бурятии, республики Алтай. Еженедельное количество операций — 70 до 80.

Открыл свои двери после трехлетней реконструкции Большой концертный зал Красноярской филармонии.

Строительство 4-го автомобильного моста через Енисей

В 2011 году открыт ледовый дворец «Арена. Север».

Открыта Академия биатлона. Оба события имеют огромное значение для развития краевого спорта.

В июле 2012 года стартовало строительство четвертого автомобильного моста через Енисей.

Красноярский государственный торгово-экономический институт вошел в состав СФУ.











 

  1. Книга Красноярский край: 1900-2000 годы, книга первая, Издательство «Буква», Издатель А. Статейнов, Красноярск, 2000 год.
  2. Красноярск: этапы исторического пути, Издательство «Буква», 2003 год.
  3. И. Сенкевич. Аэроклубовцы, Красноярское книжное издательство, 1979 год.
  4. Дважды ордена Ленина Красноярский край. Под редакцией П. Г. Макеевой и М. И. Николаевой. Красноярское книжное издательство, 1975 год.
  5. Материалы, подготовленные Марией Мишкиной. «Красноярские заводы в годы Великой отечественной войны», Интернет.
  6. Центр земли великой. Красноярский край, Издательство PLATiNA, Красноярск, 2009 год.